Общество русской культуры РТ
Руководство ОРК
Фотоальбом
Как нас найти
Форум

Чернобровкина Елена

А легко ли русским в Татарстане?

Когда в августе Владимир Путин был в гостях в Татарстане, он услышал от одного из делегатов Всемирного конгресса татар жалобу на то, что татарину в Башкирии нелегко. Президент России среагировал неожиданно:

- А русскому в Татарстане?

Ответить подробнее на этот вопрос президента по просьбе нашей редакции любезно согласился председатель Общества русской культуры РТ профессор Александр САЛАГАЕВ. Не сказать, однако, что ответ получился оптимистичным...

Имперское мышление

- Александр Леонидович, сначала такой, несколько, быть может, обидный вопрос. Вашу организацию никак не назовешь ни массовой, ни широко известной. Почему?

- Тут можно спросить и о том, почему вообще у русских в России или совсем нет национальных организаций, или они слабые? Ответ простой: потому что у большинства русских, - как, скажем, и у англичан, - имперское мышление. Они о чем думают? Отдадут Курилы японцам или не отдадут? В Калининград будут пускать без виз или не будут? Русских больше именно эти вселенские проблемы волнуют, а не то, что происходит, скажем, в нашей республике, есть ли здесь русские школы, есть ли дискриминация русских... Ёто парадоксально, но это так. Но сейчас ситуация меняется, люди начинают понимать, что проблемы надо решать там, где живешь.

- А по чему это видно, что ситуация меняется? Татарстанцы, русские в том числе, отнюдь не двинулись стройными рядами на защиту своих интересовЕ

- Но все-таки, когда представители нашего общества выступают в печати, или вот когда мы недавно провели пресс-конференцию, многие подходят и говорят: правильно делаете, так и надо. Причем, солидные люди поддерживают. Или вот ежегодный фестиваль русского фольклора "Каравон" собирает все больше и больше участников. Так что подвижки есть. Но согласен, не очень заметные. А тут еще с федеральным центром отношения тоже не выстроены, как надо бы. Дело в том, что татары, живущие в Татарстане, составляют больше тридцати процентов всех татар России - и это значимо для российского руководства. А вот русские в Татарстане - всего лишь 1,2 процента русских России.

- Н-да, один процент - как-то не звучитЕ

- И для федерального центра - не звучит. Русских-то в России много! А в нашей республике их - совершенно незначимое меньшинство. С другой стороны, есть такое понятие, как "этнический баланс", я его ввел в одной из своих научных статей. Вот возьмем Чечню. Там был межэтнический баланс: ингуши были, чеченцы, русскиеЕ И в этой ситуации федеральный центр мог отстаивать и свои интересы. Но потом ингушей отделили, русских выгнали или истребили - и остались в Чечне практически одни чеченцы. Теперь там возможностей для маневра у федерального центра почти нет. То же самое может произойти у нас, ведь в Татарстане тоже нарушен этнический баланс. Скажем, сейчас здесь 85 процентов руководящих постов занимают татары. Ёлита: деревня против города?

- Откуда такие цифры?

- Мы же социологи, мы сами считали. В Госсовете - 85 процентов татар, среди глав администрации - 90 процентов. Нарушение этнического баланса налицо. Вот коммунисты раньше, они очень грамотную этническую политику проводили: если первый руководитель был татарин, то заместитель или парторг - обязательно русский. И наоборот. КПСС это четко регулировала, понимая, что межэтнический баланс дает определенную стабильность.

- Прошу прощения, но вынуждена возразить. Считаю, что кадры нельзя подбирать по национальному признаку. Надо - "по голове", "по мозгам", по профессиональным качествамЕ

- "По голове" - да. Но у нас так не бывает. Мы делали социологический отчет по элитам Татарстана и обнаружили удивительные вещи. У некоторых, да что там - у многих нынешних руководителей была просто молниеносная карьера. Допустим, нынешний министр финансов одиннадцать лет был главбухом зверосовхоза, потом год поработал в минфине - и стал министром. Ну это же просто невозможно в нормальном государстве! А таких примеров много. Человек вообще был никем, и вдруг стал крупным руководителемЕ

- Ну и результат налицо. Как республика управляется? Как в ней люди живут? Бедствует ведь большинство...

- В Татарстане очень много неопытных руководителей. Их назначают, потом снимают. Вообще, такая волюнтаристская политика назначения руководителей приводит к совершенно удивительным вещам. Бывший глава администрации Елабужского района прямо в церкви, на глазах прихожан, избил священника. Тот ему, кажется, замечание сделал, - за то, что шапку в церкви не снял, что лиЕ У нас замяли этот вопрос.

- Наверное, не стоит и спрашивать, кого больше на высоких постах: городских татар или деревенских?

- Однозначно - деревенских. Если посмотреть по нашей элите, то коренные казанцы, в основном, кто? Помощники, советники: Рафаэль Хакимов, Ренат Муслимов, Фильзя Хамидуллин... Среди руководителей коренных казанцев практически нет, все сплошь - деревенские. А у деревенских опыт очень ограниченный, в том числе и опыт межэтнических отношений. Маленький пример. В начале 90-х у нас так увлеклись суверенитетом, что даже масленицу не праздновали несколько лет подряд. я тогда был депутатом Казанского горсовета и этот вопрос поднял. Возразил мне депутат Ахмадеев, который ныне работает заместителем главы администрации Казани по культуре: почему мы должны православные праздники праздновать? То есть он даже не понимал, что масленица - праздник языческий. Ёто же вопиющие какие-то вещи. Или вот в1991 году церковь Ивановского монастыря и комплекс зданий под Кремлем передали православным, а колокольню - малому предприятию "Мирас"! Было такое постановление правительства. Ну, как это понимать? Или, допустим, Рустам Минниханов, будучи главой администрации Высокогорского района, своим постановлением отдал святой ключ в Семиозерке для разлива питьевой воды... Многие руководители недопустимость таких вещей совершенно не понимают. Они же в татарских деревнях выросли, опыта межэтнического общения не имеют. Не то, что эти руководители какие-то плохие, они просто не понимают этого. В общем, ситуация сегодня такова, что практически все высшее руководство республики - из села. Такое положение еще в конце 70-х Москва, похоже, пыталась переломить. Тогда поставили первым секретарем обкома КПСС Рашида Мусина, городского татарина. Он старался убирать сельских и ставил своих, городских. Но очень быстро умер.

- И очень подозрительноЕ

- Да, очень подозрительно. От инфаркта на даче. И городских опять поснимали. Первого секретаря Казанского горкома КПСС Марса Рамеева, например, задвинули. И так далее. я разговаривал с представителями элиты, все они считают, что нынешнее руководство не допустит, чтобы во главе города, даже столицы, встал городской татарин.

- Почему?

- Потому что распределение должностей в республике чисто клановое. И эта система не допустит городских татар, даже выдающихся. Не случайно же многие до сих пор вспоминают Мусина с какой-то чуть ли не ненавистьюЕ У некоторых испуг еще не прошел: ведь тогда многие должностей лишились.

- я знаю, что именно Рашид Мусинович Мусин поставил в 1978 году редактором новой газеты "Вечерняя Казань" Андрея Петровича Гаврилова. Хотя в альтернативу ему предлагался национальный кадрЕ

- Тогда много умных людей пришло во властьЕ Но нынешние руководители не допустят повторения "эпохи Мусина". Ёто же еще связано с распределением ресурсов между городом и селом, и не только... Связано с финансовыми потоками, которые идут таким ливнем на сельские районы. А оттуда ничего не возвращается, все закапывается в землю, растаскивается. И прочее, и прочееЕ

- С помощью выборов можно поменять деревенские приоритеты на городские?

- С помощью выборов? Да у нас село дает 99 процентов явки.

- Иногда за сто процентов - сама видела в одном из протоколов, представленных в республиканский Центризбирком.

- А город дает всего 55 - 60 процентов явки, да еще лишь 30 процентов "за". В таких условиях, конечно, село всегда перевесит: при стопроцентной явке и стопроцентном голосовании за своего кандидата. Город всегда будет бит.

Колокольня на Баумана

- Александр Леонидович, я знаю, что Общество русской культуры добивается, чтобы верующим вернули колокольню Богоявленского собора, что на улице Баумана. Есть какие-нибудь подвижки?

- Ни-че-го! Мы писали Шаймиеву несколько писем, он их пересылает Исхакову, а нам отвечает зам. главы, тот самый Ахмадеев: считаем передачу колокольни нецелесообразной...

- Без объяснений, почему?

- Без объяснений. Честным противником возвращения колокольни был прежний министр культуры Марсель Таишев. Когда мы к нему ходили по этому вопросу, Таишев сказал, что, как мусульманин, не хочет, чтобы в центре Казани звучал колокольный звон. Алексей Демин, который тогда работал на телеканале "Ёфир", все это записал на диктофон. И выдал по ТВ. Был скандал. И Таишев поплатился за свою честность. Но все-таки он прямо сказал, в чем дело, а другие крутят. Но они то же самое имеют в виду, что и бывший министр: что колокольня Богоявленского собора как бы неуместна в центре Казани, что неуместен там колокольный звон. Хотя ничего здесь особенного нет. Вот мечеть Кул Шариф достроят, поставят там громкоговоритель - и намаз будет половине города слышно. Ну и что? К сожалению, это недопонимают многие нынешние руководители. Но что нам еще и ожидать от Ахмадеева, от Исхакова? Камиль Шамильевич, он ведь тоже из самостроевского поселка Савиново, там родился. Так чего удивляться, что у нас всю старую Казань порушили, даже сломали дом, где жил Шаляпин. Многие руководители просто не понимают ценности архитектуры, истории. Во всех цивилизованных странах здания, которые имеют историческую или культурную ценность, бережно сохраняют: внутри делают все современное, а стены, внешний облик оставляют в прежнем виде. Ёто же достояние государства, которое потом не восстановишь. А у нас в Казани все ломают и строят очень модные ныне домики с мансардами. Какой-то германский стиль притащили... И Казань местами не отличишь от мелкого немецкого городка...

Татарский в школе

- Один из довольно болезненных вопросов в Татарстане - изучение татарского языка. я еще в начале 90-х писала, что надо оставить в покое взрослых - ну кто из них сейчас выучит татарский! Но обязательно надо учить детей, причем сразу трем языкам: русскому, татарскому, английскому. Чтобы татарстанские дети могли продолжать учиться потом хоть в КГУ, хоть в МГУ, хоть в Кембридже. Но только учить языкам надо как следует. А как раз с этим - проблемы. Скажите, знают ли сегодня русские дети в нашей республике татарский язык?

- Нет. Почему - ответ очень простой. Выпускники татарских отделений вузов, филфака Казанского университета, они ведь не идут учителями в школы, их разбирают по газетам, по разным учреждениям. А кто преподает в школе татарский язык? Просто носители языкаЕ

- Не знающие методики, не обучавшиеся учить детейЕ

- Именно так. Когда набирали учителей татарского - а большинство из них работают до сих пор - брали просто носителей языка, инженеров, скажем. И каждый пришел на уроки со своим акцентом, с выговором той местности, где он родился и рос. До сих пор вопрос с учителями не решили, хотя сейчас, вроде, подвижки есть какие-то.

- Поэтому многие родители против татарского в школе?

- Они же не против изучения татарского языка, они против того, что сократили объем преподавания русского языка. Ёто тоже проблема. Получается, что дети теперь не знают как следует ни русского, ни татарского. Вместе с тем в татарских гимназиях отлично преподают татарский язык. А когда мы ставим вопрос об открытии русских гимназий, это никак не решается. Мы уже сколько писем писали, ходили в городскую администрацию, в гуноЕ Разговаривали с директорами школ, нашли школы, директора которых готовы преобразовать их в русские гимназии с углубленным изучением русского языка...

- То есть желающие есть?

- Нет.

- ??

- Теперь уже нет. Три года назад соглашались, а теперьЕ Не знаю, может, надавили на нихЕ Но вот я недавно, после того, как русские национальные организации Татарстана отправили письмо Путину, был у главы администрации президента РТ. После чего выяснилось, что школ, желающих стать русскими гимназиями, в Казани нет. Директора-де не хотят. Но я же сам с директорами разговаривал, они хотели! Могу номера школ назвать. А теперь получается, что у нас вообще нет школ, где углубленно изучают русский язык. И общая грамотность падает, что, конечно, плохо. Студенты все больше ошибок делают. Кто будет на филфак поступать, на русскую филологию? Откуда, из кого будут готовить учителей русского языка в Татарстане? Завозить же их придется в скором времени. я не раз об этом писал, но власти никак не реагируют. Пока мы Путину не написали это резкое письмо, власти наши вообще не шевелились.

- Вас беспокоит русский язык, а что делать с изучением татарского в наших школах?

- я не знаю. Пусть этим татарские общественные организации занимаются.

Конституция

- То, что Госсовет РТ переписал, исправил Конституцию Татарстана, - это на благо гражданам республики, ее русскому населению?

- Но там же не до конца исправили! Наоборот, вписали в преамбулу: "Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа"Е Про волю татарского народа - отдельно. Ёто, наоборот, как бы подчеркивает титульность нации и унижает всех остальных. Если в преамбуле такое записали, о каком равноправии народов речь? Конституция по духу своему ориентирована на татарский народ.

- В Конституции осталось положение, что президентом может быть избран гражданин, "владеющий государственными языками Республики Татарстан"Е

- Конечно, это ущемляет права тех, кто не учился в татарской школе и не принадлежит к татарскому этносу. Да и не только к этносу: многих городских татар ущемляет.

Русские в России

- С Вашей точки зрения, насколько успешно - или наоборот, не слишком успешно, - решается проблема "Русские в России"?

- Ёто тоже очень сложный вопрос. В России есть закон о культурно-национальной автономии, и вот сейчас в Думе обсуждают поправки в него. Уже создана культурно-национальная автономия "Татары России", многие другие. По закону предполагается выделять им деньги из федерального бюджета. Все хорошо, но есть проблема: могут ли создавать культурно-национальную автономию русские? Ёто в законе вообще не прописано. Хотя сейчас законодатели вроде бы пришли к выводу, что в национальных республиках - могут. Но тогда должна быть проведена поправка к закону. Вообще, надо сказать, у нас в регионах отношение к проблемам русских очень разное. Все зависит от руководителей регионов: где-то они решают проблемы русских, где-то нет.

- У меня правильное впечатление, что собственно русскими в России мало кто занимается?

- Правильное. Москва -не русский город. Шутка такая есть: Париж - это город, где когда-то жили французы. То же самое можно сказать про Москву: это город, где когда-то жили русские.

- Ну и руководство России, в основном, занимается проблемами страны в целомЕ мировыми проблемами...

- Причем попытки русских поднять вопрос о собственных проблемах встречают очень жесткое сопротивление. Сразу появляются ярлыки: "русский фашизм", "русский шовинизм"...

Русские за границей

- Россия должна помогать русским за границей? Ёто не будет вмешательством в дела иностранных государств, например, прибалтийских?

- Могу привести в пример Израиль. Когда израильская делегация приезжает в какую-либо страну, прежде всего встречается с представителями еврейской общиной. И в зависимости от того, какую информацию они дают, как к ним в этой стране относятся, Израиль строит отношения с официальными кругами. Ёто очень разумно. Если российское руководство будет так же действовать, то в Казахстане, Средней Азии, Прибалтике и особенно Латвии, конечно, будут по-другому относиться к русским. Россия должна защищать права человека в этих странах, а также помогать русским за границей в организации их культурной жизниЕ

Проблемы по ранжиру

- В самом Татарстане можно как-то ранжировать проблемы русских?

- Главной мне кажется проблема вертикальной мобильности. Для русских многие каналы мобильности закрыты. Взять госслужбу, телевидение, радио, газеты и так далее.

- То есть Вы хотите сказать, если ты русский и хочешь стать начальником, езжай-ка лучше в Нижегородскую областьЕ

- Так у нас получается. Многие молодые люди не видят для себя в Татарстане перспектив роста - служебного, карьерногоЕ Причем, среди них очень много способных. Вот этот момент, он очень важен, это, мне кажется, главное.

Вторая проблема - русской культурной элиты. Она была в Татарстане, но после принятия Декларации о суверенитете словно бы рассосалась. Прекрасный поэт Николай Беляев уехал во Владимирскую область, прекрасный ученый Валентин Бажанов - в СимбирскЕ Кто-то постарел. А возобновления фактически нет. В Союзе писателей русских совсем немного. Их практически не рекламируют, по телевизору не показывают, их книги не публикуютЕ Ученых наших мало кто знает, хотя есть ученые очень крупные. Посмотрите местное телевидение, - и на русском языке, и на татарском показывают чаще всего передачи про татарскую культуру. А где постоянные передачи про русских художников, писателей, ученых?

Еще одна проблема - воспроизводства и трансляции русской культуры. В республике почти вся русская культура - завозная. Певцы приезжают, ансамбли... Телевизионные программы идут отнюдь не по нашим каналам. И так далее. Может быть, неспециалисту это не видно, но именно русская культура - она в Татарстане не развивается.

- Но у нас есть русские театрыЕ

- Театры? На какой спектакль в русский драматический театр имени Качалова ходили президент Шаймиев и премьер Минниханов? На спектакль "Скрипач на крыше" по пьесе Шолома Алейхема. Ёто очень показательно. Они ходили не на русского классика. Так что нельзя сказать, что это именно русский театр, что там преобладает русская классика. У русских, с моей точки зрения, нет театра, Качаловский - это не русский театр

Бедные в Татарстане

- я почему спросила про приоритеты? Потому что, мне кажется, для нашей республики важнее не проблема "Русские в Татарстане", а проблема "Бедные в Татарстане". Все-таки мы разделены больше не по этносам, а по кошельку. И среди русских, и среди татар есть тоненькая прослойка людей богатых, но большинство живутЕ перебиваются с копейки на копейку.

- Среди бедных русских все-таки больше. Проблема мобильности! У многих татар - родственники-начальники, которые им помогают. Есть интегральный показатель благополучия того или иного этноса - смертность. В Татарстане у русских смертность гораздо выше, чем у татар.

- У нас в Татарстане?!

- Да. Русские больше подвержены дезинтеграции, среди них очень много людей бедныхЕ То есть у русских меньше возможности подняться, поэтому больше дезорганизации, и отсюда больше пьянства и прочих весьма грустных вещей. И выше смертность, выше преступность. Правда, в этническом аспекте у нас все это никто не изучал. Но возьмите хотя бы заключенных: две трети в тюрьмах - русские. Конечно, это и потому, что большинство русских в городах живут, а уровень преступности в городах выше. Ну и среди русских больше бедных, а преступность в среде бедных тоже выше. Кроме этого в Татарстане у русских, конечно же, меньше возможности вытащить своего, если он на чем-то попался. И судьи кто? Состав судей посмотритеЕ

- Есть какие-то цифры по смертности русских в Татарстане?

- Такие цифры скрываются. Но загляните в экономико-географический справочник "Все о Татарстане" 1994 года. Вот в следующем таком сборнике все данные о смертности русских в нашей республике предусмотрительно убрали. Ёти цифры сегодня нигде не публикуются. Но я могу точно сказать, что сейчас ситуация еще хуже. Хотя бы потому что она и в целом, для всех граждан, хужеЕ

"Есть различия в уровне рождаемости, смертности и естественного прироста населения также между основными этническими группами населения республики - татарами и русскими. У татар рождаемость заметно выше, чем у русских - 13,9% и 9,8% соответственно (1992 г.). Благодаря этому удельный вес молодых возрастных групп у татар выше, чем у русских. А это, в свою очередь, определяет несколько меньшую, чем у русских (11,2%) смертность среди татар (9,9%). В результате естественный прирост татарского населения республики существенно выше (4,0%), чем русского (-1,4%). Ёто, в частности, приводит к постепенному увеличению доли татар в общей численности населения республики."

(Ёкономико-географический справочник "Все о Татарстане", Казань, Татарское книжное издательство, 1994 год).

"Еще с момента принятия суверенитета в нашей республике наметились процессы, которые не могут радовать живущих здесь русских и всех людей, обладающих самосознанием гражданина России.

Прочно сложился дисбаланс в области кадровой, культурной политики, в области народного образования, никак не соответствующий численному составу, месту и роли русского народа в современном обществе и в истории нашего края.

В школах республики без учета мнения родителей существенно сокращен объем преподавания русского языка и литературы. Учебные пособия по истории родного края, рекомендуемые министерством образования Республики Татарстан для всех школ республики, пронизаны тенденциозностью, нередко искажают исторические факты, принижая и искажая роль русского народа и российского государства в нашей истории. В то же время в республике до сих пор нет ни одной русской гимназии с углубленным изучением русского языка и литературы, где реализуются учебные программы русской этно-культурной компоненты.

Внушают тревогу дискриминация православных верующих, ставшая нормой. Учащаются случаи агрессивного проявления религиозной нетерпимости со стороны татарских националистов и религиозных экстремистов. С 1996 года длится волокита по передаче Богоявленского собора, колокольни и церковных домов приходу. Несмотря на обращение верующих и общественности к Вам, Владимир Владимирович, как к последней инстанции (Письмо № Гр/кол 01-6855 РФ), проблема не решается.

Администрация Казани отказала верующим и в передаче часовни, построенной на братской могиле православных воинов, павших "за веру и отечество" под стенами Казани во время событий 1552 года и находящейся сейчас в плачевном состоянии.

Вопиющим фактом агрессии экстремистов стало разрушение строящейся православной часовни в Набережных Челнах..."

(Из письма президенту России от имени Общества русской культуры РТ, Братства святителя Гурия, многонационального движения "Согласие", Татарстанского отделения социал-демократической партии РФ).

Эмблема Общества Русской Культуры РТ
Сайт создан в системе uCoz