|
|
Храм-памятник павшим воинам на Казанке
Размышления русского казанца
над останками православных воинов,
погибших при взятии Казани в 1552 году
Письмо М.Ш.Шаймиеву о ходе выполнения п. 10 протокола от 27.11.2002г.
Щеглов М.ё.
Размышления русского казанца
над останками православных воинов,
погибших при взятии Казани в 1552 году
Знаю дела твои, ты не холоден и не горяч, О, если бы ты был холоден или горяч, но поелику ты не холоден и не горяч, а только тепел, я извергну тебя из уст моих Апокалипсис
Святитель Николай Угодник - один из наиболее почитаемых русским народом и Православной Церковью святых.
В день его памяти - 19 декабря 2003 г. в Храме-памятнике Нерукотворенного образа Христа-Спасителя, что расположен на реке Казанка и виден с многих точек города, прошел праздничный молебен Святому Николаю. Событие, прямо скажем, незаметное на фоне тихой православной жизни казанской епархии.
Прихожан собралось немного - день был холодный, да и православные казанцы, в основном, молились в этот знаменательный день в действующих отапливаемых храмах города, больше всех - в кафедральном Никольском соборе на улице Баумана, где в этот день был престольный праздник. Тем не менее, и в храме-памятнике служба прошла по всем канонам. Настоятелю о. Федору (в миру - Федору Александровичу Ситкину) помогали служить двое молодых семинаристов, подоспевших с благословения архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, весьма вовремя. Певчих не было, а ведь каждый воспитанник Казанской духовной семинарии, как правило, научен церковному пению профессионально. Так что, все, кто пришел, молились на подъеме, не смотря на холодный ветер, гулявший внутри храма.
После службы и проповеди настоятеля, в которой говорилось и об истории храма-памятника, прошла короткая беседа, затем - обход территории храма, съемка нескольких фотокадров. К сожалению, обнаружились следы новых попыток разрушения кровли, отделки и несущих конструкций храма- памятника, который по сей день стоит на семи ветрах, безо всякого присмотра. Впрочем: еще перед началом молебна вся процессия лицезрела взломанные врата храма-памятника, ключ не понадобился. Тут же, внутри храма были обнаружены и орудия взлома: мощный деревянный брус со стальным уголком - "пятидесяткой", прибитым к нему гвоздями. Правда, старые церковные ворота просто так не дались - крепкий брус лежал разломанный на четыре части. Но ворота все-таки были отогнуты, переплет переломан, добротный замок - тоже сломан.
Православный приход Храма-памятника Нерукотворенного образа Христа-Спасителя создан еще два с лишним года назад. С этого времени здесь регулярно проходят службы, а последний год - и субботники по уборке территории храма. Но никому из прихожан ни разу не удалось увидеть даже тени людей, которые приходят сюда, чтобы творить свою "теневую работу". На сломанной сварной железной двери храма с обратной стороны читаем:" Катя, Тагир, Зульфия 29.11.03 гЕ.". Неужели вам, Катя, Тагир и Зульфия надо тащить сюда инструменты, чтобы взломать дом, где покоятся лишь кости убиенных воинов и где незримо пребывает Бог? Хотя, если судить даже только по многочисленным надписям внутри и снаружи, иногда, практически в недосягаемых местах - не только экзальтированная до болезненной степени молодежь интересуется этим памятником федерального значения. Впрочем, это ли главное? О главном - позже, но все же не понятно: почему храм-памятник федерального значения не реставрируют, не охраняют, но и не передают православному приходу, который обращался с соответствующими просьбами и к градоначальнику и к премьер-министру Республики Татарстан, и даже - к ее Президенту М.Ш.Шаймиеву? Были и совместные с Обществом русской культуры обращения в правоохранительные органы с просьбой защитить памятник истории и культуры от вандалов, но ниоткуда не получен внятный ответ. Лишь третьи лица городской администрации прокомментировали весьма скудные действия Горзеленхоза и Городского отдела благоустройства и реконструкции, мол, "Проведена консервация объекта в малых объемахЕ". Как говорится, и смех, и грех! От этой "малой консервации", о которой говорится в официальных ответах кабинетных чиновников, осталось, по прошествии года, еще меньше, чем было до нее.
Что говорить: из ваших кремлевских кабинетов, господа хорошие, и даже с верхних этажей городской мэрии, весь процесс виден невооруженным глазом! А если вам не видно, так пройдите пешком сотню-другую метров и оцените состояние вверенного вам объекта русской и общероссийской культуры!
В мае наступающего нового года неукрепленную песчаную дамбу, видимо, вновь размоет весенним паводком, вновь утекут вместе с песком в Волгу скудные федеральные средства, на которые она возведена уже второй раз. Однако пока дамба хорошо служит лишь в качестве дороги для рыбаков, да еще для лихих людей и крыс (непонятно - что они тут едят?).
А вот, и они - лихие люди! Направляются прямиком к храму-памятнику. Да нет: что им тут делать днем с фотоаппаратом? И вид у них слишком интеллигентный.
Случайными посетителями оказались двое казанцев: отец и сын. Парень - студент архитектурной академии, первокурсник. Пришел снять на фотопленку материал для выполнения учебного задания. Объект выбрал по своему желанию, отец помог отснять кадры, подвез на машине.
Настоятель о. Федор предлагает спуститься в пролом, чтобы попасть в склеп храма-памятника.
Ему, добротному русскому батюшке, труднее всех нас протиснуться сквозь узкий лаз, но, по его усердию видно - ему здесь быть очень важно. Студент с отцом также следуют за нами. При свете свечей, не погашенных после службы, пробираемся по проходу, спотыкаясь о пластиковые бутылки, дрова, другой мусор, стараясь не ступать на кости, лежащие здесь повсюду. Вот и склеп. Сердце сжимается от картины, которую наблюдаем: древние человеческие останки перемешаны с окурками, сигаретными пачками, бутылками, палками и кусками ржавого листового железа, нашлись здесь даже наши грабли, куда-то пропавшие после предыдущего субботника. Среди человеческих останков не видно ни одного черепа. По всему видно, что в костях постоянно кто-то копается, разгребает груды останков в поисках того, что, видимо, для этих незваных посетителей важнее, чем общепринятое уважение к человеческим костям.
О.Федор выводит нас из оцепенения, предлагая отслужить панихиду. "Святый, Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй насЕ"
Склеп от пола до свода заполняется родным духом церковного кадила и звуками пения импровизированного хора: "Ве-е-е-чная па-а-мя-а-а-тьЕ"
Закончилась первая, почти за сотню лет, поминальная служба-панихида по православным воинам, убиенным при взятии Казани - нашего родного города, что находится в самом центре нашей родной необъятной страны - России.
Панихида закончилась, но вопросы и мысли - остались. А среди всех вопросов, может быть один из главных: за что гибли люди? Впрочем, мне, русскому казанцу ответ ясен. Казанскому татарину - потомку защитников столицы Казанского ханства в далеком 1552-м, думаю - тоже.
Но так ли важна сейчас сама оценка правоты или неправоты людей, воевавших здесь друг с другом в XVI веке? Например, покоящихся под храмом простых Христолюбивых воинов. Уверен: схороненные здесь воины до последних минут оставались верными своему царю, своей вере, данной раз и навсегда присяге.
А насколько важны культурные ценности федерального значения, их сохранение? Да, безусловно, они важны сейчас. Но со временем они неизбежно потеряют свое значение при нашем нынешнем отношении к ним, при сложившейся и уверенно завоевывающей мир новой системе ценностей. Не через десять лет, так через тридцать, пятьдесят, сто - эти ценности благодаря нам, а не какому-то постороннему недоброжелателю окажутся потерянными!
В чем же главное? Главное кроется в нас - в людях, живущих в городе Казани - городе тысячелетнем, образованном, цивилизованном.
Кто виноват в том, что на наших глазах исчезает и разрушается вандалами культовое сооружение - памятник федерального значения? Кто повинен в том, что везде вокруг храма еще недавно были раскиданы и перемешаны с мусором останки воинов, над которыми на протяжении трех веков за упокой убиенных душ неустанно молились наши предки? Что в склеп с останками попадает любой желающий - от случайного прохожего до мастера оккультных наук или сатаниста и безнаказанно творит здесь все что угодно?! Может быть, нынешние правители Казани или Республики ходят сюда по ночам и кувалдами долбят колонны, чтобы обрушить строение, ломами расковыривают полы и стены в поисках мнимого клада, или пролезают в склеп под храмом-памятником, коптят его потолки кострами, разгребают груды костей в поисках сокровищ или черепов для того, чтобы изготовить потом из них пепельницы?
Не берусь я отвечать - кто виноват. Зато точно знаю - что надо делать. Надо дать покой человеческим останкам, не мнимым, а существующим, зримым. Каждый человек способен этому содействовать самыми разными способами. Хочешь участвовать в субботниках по уборке территории храма -участвуй. Хочешь внести средства на восстановление храма и склепа с останками павших - вноси сколько сможешь. Хочешь писать об этом - пиши, хочешь говорить - говори, думаешь об этом - думай. Но не будь безразличен! Ибо сказано: "Знаю дела твои, ты не холоден и не горяч, О, если бы ты был холоден или горяч, но поелику ты не холоден и не горяч, а только тепел, я извергну тебя из уст моих." (Апокалипсис ).
Каждый человек везде и всегда, я, ты, или наши друзья, родственники - каждый взрослый мужчина может оказаться в ситуации, когда приходится погибать за отечество, за веру, за идею, наконец, просто спасая товарища. Погибать с уверенностью, что жил не зря и смерть принял во имя лучшей жизни.
Но как потомки обойдутся с нашими останками?
М.ё.Щеглов
русский, христианин,
коренной житель Казани
Статья публиковалась в газете "Новая вечерка", 07 января 2004 года под названием " Кто виноват в разрушении памятника федерального значения?", рубрика "Храм на семи ветрах". Статья размещена также на сайте газеты.
Письмо М.Ш.Шаймиеву о ходе выполнения п. 10 протокола от 27.11.2002г.
Уважаемый Минтимер Шарипович!
По протоколу встречи Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования от 27 ноября 2002 года - определено "провести в запланированные сроки реставрационные работы в храме-памятнике Нерукотворного Образа Христа Спасителя на реке Казанке" (п. 10 Протокола).
На сегодняшний день головной территориальной проектно-изыскательской научно-производственной фирмой "Татинвестгражданпроект" (согласно контракта № 287 от 2 октября 2002 г. подписанного со стороны городской администрации начальником УКСа -Пузрев М.А., контракт прилагается) подготовлено проектное предложение Реконструкции, реставрации "Памятника павшим при взятии Казани воинам в 1552 г." (приложение № 1), под руководством главного архитектора и инженера проекта Морозова В.П.
Проект предварительно рассмотрен и утвержден Научно-Методическим Реставрационным Советом -22 октября 2002 г. (приложение № 2) и Градостроительным Советом -15 ноября 2002 г. (приложение № 3).
По этому проекту строительство моста-эстакады и насыпной дамбы целесообразно осуществлять строго по оси: центральный вход на территорию памятника и Казанский Кремль - со стороны "Зилантова монастыря" (стр. 1 эскиза и стр. 5,6 приложения № 1), так как с этой стороны исторически проходил главный вход в мемориал храма-памятника (стр. 2 эскиза приложение № 1), в целях санации рекреационной зоны залива р. Казанки и удобства для пешеходной и транспортной доступности. Также это дает прекрасную панораму за Храмом-памятником - вид на Казанский Кремль, историческую часть города, церкви, башню "Сююмбике" и легендарную соборную мечеть "Кул-Шариф" (стр. 9, 11,12 эскиза приложение № 1).
А в целях предотвращения нарушения градостроительного восприятия при въезде в Казань со стороны железной дороги предложено вышеуказанными Советами разобрать насыпную дамбу со стороны Кировского моста, с которой открывается вид лишь на заводские корпуса и трубы Кировского района (стр. 8 и 10 эскиза Приложение №1).
Ётот проект входа со стороны "Зилантова монастыря" также поддерживает Русская Православная Церковь, в лице Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, и настоятеля (председателя приходского совета) прихода Нерукотворенного Образа Спасителя г Казани РПЦ о. Феодора (Ситкин Ф.А.), так как вход в Храм-памятник будет осуществляться по Православным Канонам и традициям, через центральный вход с запада на восток.
Но в последнее время определенными кругами городской администрации, вопреки рекомендациям Научно-методического Реставрационного Совета и Градостроительного Совета и без согласования с Министерством культуры РТ проводится линия на изменение ранее принятых решений в разрезе строительства моста-эстакады и насыпной дамбы не со стороны "Зилантова монастыря", а со стороны Кировской дамбы (которую ранее предписывалось снести). Был оформлен "акт выбора трассы для строительства мостового перехода к "Памятнику воинам, павшим при взятии Казани" на р. Казанке-правда, по неофициальным сведениям, до конца еще неутвержденный (акт прилагается).
В результате как было указано измениться исторически сложившийся вход в Храм-памятник, нарушится градостроительное восприятие и общая панорама за храмом-памятником и будут не соблюдены православные каноны и традиции Русской Православ-ной Церкви.
Поэтому мы просим Вас оказать содействие в сохранении ранее принятых решений проекта по строительству моста-эстакады и насыпной дамбы со стороны "Зилантова монастыря", а также помочь в плане оплаты проектной организации "Татинвест-гражданпроект" за проделанную работу, так как 1 млн. рублей из федерального бюджета уже поступил на реставрацию Храма-памятника.
Все это на Ваше усмотрение.
С уважением, отец Федор.
|
|
Эмблема Общества Русской Культуры РТ
|